Бесплатная электронная библиотека Великая Провинция
 
Орбита
 
Бесплатная электронная библиотека Великая Провинция
Главная страница
Учение Сознание Атома
Серафим Саровский
     
 

Серафим Саровский
/поэма/
Часть третья.
Предсмертные наставления

1.

Удар судьбы
С простым названьем РОК.
Нельзя смириться.
Можно ль воспринять
Без содроганья
Жизненный урок,
Коль смерть за миг
Сумеет всё отнять?
Неважно, кто ты -
Нищий иль богатый,
Учёный, царь
Или последний вор,
Когда-нибудь
Не избежишь расплаты.
Зачем тогда вступать
Со смертью в спор?
Однако есть такие,
Кто захочет
Расплаты час
Немного отодвинуть.
Как жалко их,
Страданья лишь отсрочат.
Гнетущий страх
Нельзя отсрочкой скинуть.
Однако же есть страх
Пред смертью лютой,
А есть другое чувство -
Торжество.
Одно пленит и мает
Душу чью-то,
Другое Бога чтит,
Тепло Его.
Избранник тот от Бога,
Кто свободу
Принял всем сердцем,
Чья душа полна
Извечных таинств,
Радости без злобы.
Есть этот мир,
Но зрит иной она.
Парфений Клевский
Сказал перед смертью:
- "Буду
Конечно умилён
Глядеть на тело,
Когда душой
В духовный мир прибуду.
Уже сейчас
Иду я к смерти смело.
Душа, как Солнце,
Выйдет из темницы
И удивится
Своему прискорбью.
Душа уже
Готова возвратиться
Туда, где вечно дышит
Всё Любовью".

2.

У старца Серафима
Путь особый.
Вся жизнь его
Исполнена дерзаньем,
Отмеченная знаком
Высшей Пробы
Она нам в мир
Явилась в назиданье.
Тысячедневное моленье
На камнях,
Поддержкой где
Служило лишь стремленье
Преодолеть мирской
Греховный страх
И заслужить
Тем самым Искупленье.
Почти трёхлетний пост,
Где лучшей пищей
Отвар из трав
Ему лишь был угоден.
Он честен был,
Учтив и благороден.
Заметили,
Как милостив был к нищим:
Он отдавал им то,
В чём сам нуждался -
Здоровье, хлеб,
Душевное тепло.
А в вере в Бога
Он не сомневался,
Прозренье вещее
Вперёд его вело.
Бывало нёс он
На спине котомку,
Набитую камнями и песком.
Об этом не кричал
Он всюду громко,
А если уж пришлось,
То шёпотком
Однажды он обмолвился:
- "Носил я
Сию котомку,
Бодрствие чиня,
И эти муки
С радостью сносил я,
Ведь я томил
Томящего меня."

3.

Земная страсть.
Влекущим наважденьем
Притягивает нас
К земным благам.
Не труд в любви,
А плотские влеченья
Угодны торжествующим очам.
За поворотом
Смертной круговерти
Пока не видно
Всех греховных дел.
Живем лишь сном,
Лищь на пороге смерти
Предчувствуем
Несчастный свой удел.
Опять же,
Даже тут мы не готовы
Покаяться
В содеянных грехах.
Грешим опять,
И перед смертью снова
Приходит к нам
Гнетущий душу страх.
В тиски свои
Он сердце зажимает,
Руководит душою
Как хотит.
Душа дрожжит,
Душа не понимает,
Что есть Любви
Божественный Магнит.

Чтобы узреть
Всем сердцем свет Христов,
Покайся
Предварительно пред Богом,
А после докажи,
Что ты готов
К Нему в деяньях
Вымостить дорогу.
Деяния -
Молитвы и посты,
Контроль над чувствами,
Поступками своими.
Со временем
В источник чистоты
Ворвутся наши помыслы.
Пред ними
Не внешний свет,
Но внутренний предстанет,
Не чувства лжи,
Но чувства неземные.
Придет пора
И час такой настанет,
Когда врата
Увидим золотые.
И станет плоть
Тонка, легка и чутка,
И мниться будет
Вовсе ее нет.
Сие покажется
Забавнейшею шуткой,
Но тот кто зрит,
Тот зрит Христовый Свет.
В тот миг уже
Все внешнее уходит,
Душа возносится
В Божественную Высь.
Там, в Вышине,
Она свой Дом находит
И созерцает
Сладостную Жизнь.
В том созерцаньи
Царствует Безмолвие,
Великое Безмолвие Любви,
Которому не зримо
Славословье.
Оно, если придет к тебе, -
Прими!

4.

о.Серафим:
- " Различья есть
Между душой и телом.
Я сравниваю тело
Со свечой.
Ее мы зажигаем
Между делом,
Отсчитывая век
Короткий свой.
Но вот свеча сгорела.
Где же тело?
Оно исчезло.
Разе лишь душа
При этом
Сохраниться захотела.
Душа бессмертна,
Тем и хороша.".

Подобных слов от старца
Удостоен
Однажды инок
Был один младой.
Сей юноша
Был впрямь обеспокоен
Здоровьем старца.
Той же простотой
И жил все время.
Но беседа эта
Разрушила внезапно
Представленья
О жизни бренной,
О незримом свете,
О радости
Насущных устремлений.
А было так:
Он шел к нему под вечер
За братским,
Духовным благословеньем.
Он нес с собою
К старцу свои свечи,
Мечтая поделиться
Откровеньем.
Беседа состоялась.
Но другая.
А началось с молчанья,
С темноты.
Стоял Саровский,
Свеч не зажигая,
Стоял,
Преисполненный теплоты.
И чудилось:
Как будто бы из Трона
Царицы Неба
Облик воссиял.
Будто живая
Рядом с ним икона -
Первейшее Начало Всех Начал.
о.Серафим:
- "Гляди, мой брат сердешный,
Матерь Божья
Должно быть
Не зажгла еще свечи".
- "Как можно?.. -
Произнес наш инок
С дрожью.-
Достойны ль мы
Узреть ее в ночи?"

о. Серафим:
- "Так как же без огня?
Совсем негоже…
Молитва здесь нужна
И разуменье".
Молодой инок:
- "Неужто
Свет придет сюда?
О, Боже!"
о. Серафим:
- "Заслужим если,
Сполнится хотенье".

Прошел к иконе старец.
Стал молиться:
"Заступница!
Угодно буде если,
К лампаде свету
Помоги явиться.
Свидетельствую,
Зрю
Твой Трон Небесный.
Владычица,
Исполненная светом,
О Дева Пресвятая,
Заступись!
Рабов Твоих
Ты удосужь ответом,
Угодно будет если,
Не гневись."
И свет пролился.
Голубой полоской
Откуда - то внезапно
Проступил,
Большую свечку
С обгоревшим воском
Своим теплом
Он быстро окропил.

о.Серафим:
- "Гляди-ко, брат,
Пречистая Царица
Любовь нам изъявляет
И вниманье.
Светло сейчас у нас здесь,
Как в светлице.
За это Ей
Особое признанье".

Сказавши так,
Саровский поклонился
Иконе Богородицы.
Потом уже
Его негромкий голос
В келье лился
И покорял
Величественным словом.
И виделось:
Лицо его светилось.
К чему свеча?
И так он весь горит.
И сердце инока
Еще сильней забилось-
Пред ним мудрец
Во всей красе стоит.

В конце беседы, кстати,
Свечку в руки
Взял Преподобный старец
И, прощаясь, сказал монаху:
- "Нет такой науки,
Которая бывает
Без печали.
Моя наука - свечка.
Ну-ка, милый,
Задуй огонь.
Ну, что же ты?
Подуй!"

И инок дунул.
Свечка загасилась,
В себя вобрав
Тепло игривых струй.

о.Серафим:
- "Вот так же свечкою
И жизнь моя угаснет.
Увидят ли,
Куда я ухожу?"

Инок: (со слезами)
- "Да можно ль
Уходить от нас,
Свет ясный?
(Про себя полушепотом):
Присутсвием своим
Так дорожу,
Что и представить трудно.
Как же можно?
Да нет же,
Невозможно!
Невозможно!"

о. Серафим:
- "Негоже скорби,
Братец, предаваться.
Пришла пора не скорби -
Торжества.
Великой радостью
Ты должен наливаться.
Зри, братец мой,
Душа моя жива.
И если я стяжу
Благословенье
Перед Престолом Господа.
Тогда
Увидите мое вы
К вам раденье -
Отбросите сомненья
Навсегда.
И в радости сошедшей
Помолюся
За вас я перед ликом
Всех святых,
И на Пути,
Коль к Богу вознесуся,
Не надобно
Мне помыслов иных".

5.

От помыслов мирских
До восхожденья
Один лишь шаг.
Но как к нему прийти?
Ведь если мы в плену
У наважденья,
То сил духовных
Вовсе не найти.
Решимости нисколько
Не прибавит
Ни зависть,
Ни конкретная мечта.
Ничто нас окунуться
Не заставит
В источник,
Где хранится Дар Христа.

Однако есть
Страдание земное,
И есть его хозяйка -
Это смерть.
Одни ей шлют
Признание большое,
Хотя она их тянет
В круговерть,
Другие же
Со страхом проклинают
Ее ужасное
К ним приближенье.
Они еще,
Наверное,
Не знают,
Какое в смерти
Видится значенье.

6.

В последний час
Не каждый знает сладость.
Саровский же
Предчувствовал ее.

о. Серафим:
- "Не скорбь
Пришла к нам, братец.
Это радость
Несет нам
Благовестие свое.
Читал однесь в Евангильи,
Что в Доме
У Господа обителей немало.
Так кто же это знает,
Кто же кроме
Отца Небесного.
Ему внимал я.
Убогим был,
Но возжелал сердешно
Увидеть сии кровы,
И быть может,
Со всей своей
Любовью бесконечной
Хотя б на миг,
Молил
Побыть там тоже.

Пять ноченек
И пять деньков молился,
И бдил все время,
Таинство храня.
Я с жизнью, виделось,
Уже простился,
Насущный свет
Пронес сквозь смерть меня.
И вот оно -
Благое утешенье
От Господа явилось
Предо мною.
Узрил я кровы эти.
Без сомненья
Воспрял я
Пламенеющей душою.
И было чудно:
В теле ли, без тела ль…
Не знаю вовсе,
Было ли оно,
Вокруг меня
Обитель пламенела,
В которой было видеть
Суждено,
Как Иоанн Креститель
И Предтеча,
И Преподобные во славе всей
Сияли так,
Что никакие свечи
Их света
Не смогли быть горячей.

Убогому
Сподобится ли чудо?
Сподобится,
Коль смерть перешагнет.
Там счастье,
Тепло несет оттуда,
Там за чертой,
Он Новый Мир найдет.
Но прежде -
Заслужи его,
Проникнись
Любовью сокровенной
Ко Христу,
Ко всяким испытаниям
Привыкни
И верь -
Перешагнешь через черту!"

7.

Слеза катилась по щеке.
Но это
Слеза не старца.
Это - ликованье!
Игра воды
Божественного Света,
Земной восторг
В нём тает в почитанье.
Вот так же, уходя,
Блеснет ли радость?
Благая радость
Вспыхнет ли в слезе?
Благодарите Жизнь!
Она во благость
Дается нам
И в счастьи, и в беде!

8.

Дивеево…
Осенняя пора.
Обители Небесной
Очертанье,
Где властвует
Цветов благоуханье,
Источник
Где великого добра,
Где каждый камень,
Кажется, целован,
Где слышен колорит
Живого слова.
Влекут сюда
Молитвенные зовы,
Всенощные посты
И бденья снова
Пространство
Мировое напрягают
И купола
Соборов задевают.
Земные купола,
Гремя, ликуют!
Возносятся их ритмы
В небеса.
Монахинь хор
Серца людей волнует
И заставляет
Верить в чудеса.
Во свете
Покаяния земного
Вливается в их хор
Одна мольба…
Услышат ли
Божественное Слово,
С которым
Вечно свяжет их судьба?

Поет Пространство!
А с вершин деревьев,
Пытаясь хор
Могучий заглушить,
Ворон огромных
Вереницы, семьи
Галдят о том,
Как людям надо жить.
Взлетают птицы круто
И всей стаей
Стремятся
Купола завоевать.
О Гласе Божьем
Воронье не знает.
Дано ль слепому
О великом знать?
Летит орда к вершинам.
Подлетая
К крестам златым
Гремящих куполов,
Вороны тотчас
С шумом отступают…
Но вновь и вновь
Влечет их чей-то зов.

Волна к волне.
Безумство на безумство.
Земная воля
На Сердечный Зов.
Пустые страсти
На святое чувство.
Тюрьма страданий
На Небесный Свод.
И если приглядеться:
Свет нетленный
Во время службы
Храмы источают.
То Серафим,
Наш отрок незабвенный
Идущих к Богу
Странников встречает.
Как прежде
Он дает
Им наставленья,
И молится, как прежде,
Вместе с ними,
И видится
Его благословенье
Глазами
Откровенно неземными!

     18-22 сентебря 1999 г.

Часть:   первая  вторая  третья

 
     

Copyright © Александр Серков
Дизайн © 2000 год,  Студия Андрея Антанюка
1000STARS
Hosted by uCoz